Новая педагогика » Процесс формирования синтаксического строя речи младших школьников » Работа над синтаксическими понятиями на уроках русского языка в начальной школе

Работа над синтаксическими понятиями на уроках русского языка в начальной школе

Страница 9

Если следовать теории Н.И. Жинкина о механизме речи, построение высказывания начинается с распределением субъектов и предикатов: предложение развертывается от предикативной группы, от нее идут цепи второстепенных членов.

Сочетание слов – двигатель речевого механизма.

Предложение слов – двигатель речевого механизма.

Предложение не просто набор слов, а тесно спаянная система отношений, по преимуществу – подчинительных. Их понимание формируется с помощью вопросов к членам предложения. Вопросы же, как уж было отмечено, опираются на языковое чутье, на понимание смысла высказывания.

В этих вопросах и ответах просматриваются цепи словосочетаний. Так в предложении Коля купил общую тетрадь для записи названий прочитанных книг.

Коля купил- предикативная группа;

Купил что? – тетрадь общую;

Тетрадь какую?- тетрадь общую;

Тетрадь для чего? – тетрадь для записи;

Для записи чего? – для записи названий;

Названий чего? – названий книг;

Книг каких? – прочитанных книг.

Теперь можно построить схему модель « глубины» подчинительных связей в предложении. Изобразим это в виде «лесенки»

Коля купил- 1-ая позиция

тетрадь- 2 ая позиция

общую для записи 3 ая позиция

названий 4 ая позиция

книг 5 ая позиция

прочитанных 6 ая позиция

Главные члены предложения легче всего усваиваются в варианте « деятель – действие»: коля и купил.

Общепринятое определение подлежащего – « то, о чем говорится в предложении» нередко дезориентирует школьника: так в предложении о Коле дети подлежащим сочли тетрадь, ведь о ней говорится в предложении, к тому же тетрадь отвечает на вопрос что? Именно тетрадь несет новое сообщение.

Наиболее частая и трудно исправимая ошибка учащихся – смещение грамматического и логического подлежащего: Коле купили тетрадь. Клониться от разбега подобных примеров удается не всегда. Учитель постепенно расширяет набор вариантов выражения как подлежащего, так и сказуемого: от глагольного сказуемого переходят к именному: Коля – отличник, высок ростом, стал чемпионом.

В начальной школе не всегда знакомят детей с определением, дополнением, обстоятельствами, объединяя их под названием, « второстепенные члены предложения». Но различия могут быть легко усвоены, дети разграничивают их без особых трудностей. Случаи синкретизма не часты, их можно не подчеркивать( Мальчик спрыгнул в яму – во что? Куда?) Работа осознания языковых единиц предполагает обучение построению простого предложения в зависимости от задач и целей высказывания, распространение основы предложения словами и словосочетаниями. Приведем примеры некоторых упражнений.

Прочитайте. Спишите. Дубы. Наступила осень. Вспыхнули березы, осина. Только дубы стояли посреди леса зеленые. Прошла осень. Опали листья. Лес почернел. Только дубы золотились в лесу. ( Ю. Коваль.)

В предложениях найдите слова, показывающие о чем говорится в предложении, что говорится. Подчеркните их.

Прочитайте.

Пришла осень. Астры загорелись ярким костром. Клены пожелтели. Рябины гнуться к земле.

В предложениях найдите подлежащее и сказуемое. Подчеркните их.

Образец. Астры загорелись ярким костром.

Из слов, данных в скобках, выберите подходящее по смыслу подлежащее. Предложения запишите.

В рощах ( лето, весна, зима) недавно гостило

Пришел ( сентябрь, осень).

Могучие ( дубы, дерево) гордо стоят посреди леса. Желательно, чтобы анализ текста» Дуба» опирался на личные наблюдения детей, чтобы в процессе экскурсии учитель объяснил школьниками значение предложений. Вспыхнули березы, осины. Пожелтели листья берез, покраснели листья осени. Лес похож на вспыхнувший костер.

При анализе текста учащиеся находят подлежащее, сказуемое, выписывают их в том порядке, как это дано в упражнении, подчеркивают подлежащее, сказуемое: Пришла осень. Опали листья. Лес почернел. Дубы золотились.

Упражнение специально подобрано так, чтобы дети сразу осознавали взаимосвязь между подлежащим и сказуемым, понимали, что предложение часто может начинаться и со сказуемого. Для развития умений находить главные члены предложения целесообразно использовать распространенные предложения и предложения с однородными подлежащими:

Вспыхнули березы, осины. Важно обратить внимание на то, что в предложении при одном сказуемом два подлежащих, что эти подлежащие на письме отделяются запятой.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Другое по теме:

Понятие и сущность способностей
Способности изучают различные науки - философия, социология, медицина и другие. Но ни одна из них не рассматривает так глубоко и разносторонне проблему способностей, как психология. Несмотря на это, термин «способности» многими психологами трактуется неоднозначно. Если рассматривать всевозможные ва ...

Методика заучивания наизусть стихотворений в возрастных группах
Занятие обычно строится по плану: 1) вступительная реплика (или небольшая беседа) воспитателя; 2) чтение воспитателем всего текста, 3) повторение всего текста ребенком с хорошей памятью, 4) повторение всего текста ребенком с плохой памятью. Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои о ...

Речевые ошибки и причины их возникновения
В устной и письменной речи младших школьников встречается много ошибок, которые в методике обучения русскому языку называют речевыми. К определению «речевая ошибка» ученые подходят по-разному. В работах М. Р. Львова под речевой ошибкой понимается «неудачно выбранное слово, неправильно построенное п ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru