Новая педагогика » Процесс формирования синтаксического строя речи младших школьников » Работа над синтаксическими понятиями на уроках русского языка в начальной школе

Работа над синтаксическими понятиями на уроках русского языка в начальной школе

Страница 12

При изучении однородных членов, объединённых союзами, дети должны усвоить интонацию сопоставления – противопоставления. Например:

Зимой солнце светит, но не греет.

Осенью птицы улетают, а весной прилетают.

В процессе упражнений учащиеся буду осознавать, что запятые между однородными членами предложения ставится при перечислении, перед союзом а, перед союзом но; запятая не ставиться между однородными членами, если два однородных членов соединенные союзом и, тренироваться в постановке запятой между однородными членами. Обобщить знания детей о постановке знаков препинания можно при составлении таблицы:

Запятая ставится

Запятая не ставится

О,О,О

О, а О

О, но О

О и О

Таким образом, идёт изучение однородных членов предложения на уроках русского языка в начальной школе.

Итак, в главе II рассмотрены приемы работы над словосочетанием, основные направления работы над предложением в начальных классах; ознакомление младших школьников с главными и второстепенными членами предложения, с однородными членами предложения в начальной школе .

Высшим уровнем языковой системы является синтаксический уровень. На синтаксическом уровне осуществляется взаимодействие всех уровней языковой системы, так как взаимосвязь лексического значения слова, его морфологических признаков и сочетательных возможностей наглядно проявляется в строе словосочетания, предложения в связанном тексте. Проведение систематической работы по синтаксису способствует повышению орфографической и речевой подготовки младших школьников, наибольшей осознанности при проведении синтаксического анализа, обеспечивает преемственные связи между начальным и средним звеном школы в общей системе обучения русскому языку.

К сожалению, в имеющихся на сегодняшний день учебниках для начальных классов синтаксическая система русского языка представлена крайне скупо, лишь в той мере, в какой это необходимо для выделения членов предложения и для анализа предложения по цели высказывания и по интонации.

Владение синтаксической грамотностью имеет большое общекультурное значение, является показателем уровня речевого развития человека. Для этого учитель русского языка должен владеть методикой обучения синтаксическим умениям, а этому учит методика синтаксиса.

Настоящая работа имела своей целью выявление наиболее эффективных приемов и форм работы над словосочетанием и предложением в начальных классах таких, как использование наглядного материала(таблиц, схем), строгой системы разнообразных практических заданий и упражнений: синтаксический разбор, составление рассказов, восстановление деформированных предложений и словосочетаний, составление словосочетаний из слов, деление сплошного текста на предложения, нахождение основ, анализ предложений и словосочетаний.

В соответствии с указанной целью в работе были решены следующие задачи:

1. Проанализирована научно-методическая литература по проблеме исследования. Анализ литературы показал, что вопросам формирования синтаксической грамотности на современном этапе не уделяется особого внимания. Лишь пособие В. С. Валгиной по методике синтаксиса[19] дает лингвометодический анализ правил синтаксиса, излагает цели и задачи школьного курса синтаксиса. В исследованиях Т. П. Сальниковой [8] основное внимание уделяется проблеме диагностики и прогнозирования синтаксических ошибок.

2. Раскрыты научные основы изучения синтаксиса в школе: синтаксические положения, лежащие в данной работе, выявлены основные единицы синтаксиса, признаки словосочетаний и предложений, общие сведения о типах предложений и его составляющих, даны определения основным понятиям синтаксиса, изучаемых в школе: словосочетание, предложение, а так же главные и второстепенные члены предложения, виды словосочетаний и предложений и т.д.

3. Рассмотрены особенности формирования таких синтаксических умений учащихся на уроках русского языка в школе, как умений находить в коммуникативных единицах смысловые отрезки, в соответствии с изученными синтаксическими правилами; делить предложения на слова, составлять предложения из слов, оформлять словосочетания и предложения правильно на письме, выделять словосочетания и устанавливать связь слов в предложении, отличать группу слов от предложений, находить грамматическую основу предложения, выделять структуру простого и сложного предложения, находить синтаксические ошибки и исправлять их. Особенности формирования синтаксических умений школьников заключаются в необходимости наблюдения над логико-предметной информацией, выраженной в предложении, в обязательном наблюдении над структурой предложения.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13


Другое по теме:

Психофизиологическая структура процесса письма
Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Структура этого проце ...

Основные периоды и этапы становления методики преподавания математики в России
Ряд исследователей, таких как Ю.М. Колягин, Т.С. Полякова, О.А. Саввина, О.В. Тарасова, Р.С. Черкасов, в своих работах предлагают разные подходы к периодизации развития математического образования. В научных работах И.К. Андронова и Р.С. Черкасова предприняты попытки определить не только периодизац ...

Общая характеристика изобразительной деятельности как средство сенсорного воспитания детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью
Среди различных видов деятельности (учебная, трудовая, игровая) умственно отсталые школьники выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение как наиболее интересной и занимательной. Особенно любимым является рисование. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru