Новая педагогика » Формирование эстетических чувств старших дошкольников » Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста

Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста

Страница 3

Достижение задачи наблюдения связано с планомерным использованием способов восприятия, которыми владеет ребенок. Первоначально план вносится взрослым, но постепенно этот план становится планом ребенка.

Итог наблюдения как результат деятельности может быть выражен: а) в продуктах деятельности (рисунок, поделка) или отборе материала для нее; б) в форме выбора способа действия с предметом: как осуществить уход за вещами (стирать или чистить), уход за различными растениями (обтереть, опрыскать с учетом особенностей растения) и т.д.; в) результатом наблюдения может быть новое знание в разных его формах: отчетливые образы-представления, суждения (о состоянии предмета или его изменении и др.) и в форме элементарного понятия. Внешним выражением этого знания могут служить ответ на вопрос, рассказ-описание, рассказ-суждение.

Мотивами деятельности наблюдения у детей дошкольного возраста является стремление к достижению результатов в продуктивной деятельности и познавательное отношение ребенка к окружающему.

Таким образом, наблюдение представляет собой сложную познавательную деятельность.

Отсюда следует вывод: развитие этой деятельности не может осуществляться как побочный результат воспитательной работы, направленной на формирование различных видов продуктивной деятельности.

Задача развития и формирования деятельности наблюдения по-прежнему должна оставаться самостоятельной, одной из важных задач умственного воспитания дошкольника.

Широкие сенсорные основы деятельности наблюдения делают ее доступной детям дошкольного возраста. Данные детской психологии, и особенно работы по дидактике детского сада, показали большие возможности детей в формировании у них умения элементарно планировать свою деятельность в зависимости от принятых задач, высокие возможности детей дошкольного возраста в освоении обобщенных способов восприятия; их большие возможности в овладении этой деятельностью.

Чем определяется необходимость обучения деятельности наблюдения?

Прежде всего теми возможностями общего умственного развития, которые представляет деятельность наблюдения.

Необходимость обучения наблюдению определяется и характером тех знаний, которые формируются в дошкольном возрасте. Основным содержанием знаний дошкольника (с точки зрения их психологической структуры) являются представления, т.е. образы ранее воспринятых предметов и явлений (А.А. Люблинская и др.). И хотя к старшему дошкольному возрасту нарастает тенденция к обобщению знаний (А.В. Запорожец. В.В. Давыдов и др.), значение наглядно-действенного и наглядно-образного познания сохраняется и в этом возрасте. Формирующиеся элементарные понятия отражают прежде всего предметную сущность окружающего мира. Таким образом, основное содержание знаний формируется в процессе наблюления. Умение наблюдать обеспечивает полноту и адекватность формирующихся знаний.

Совершенствование различных видов продуктивной деятельности зависит не только от развития отдельных видов восприятия, но и от умения видеть предметы и явления во всем разнообразии качеств, свойств и сторон, связей и отношений.

Эти умения и развиваются в деятельности наблюдения.

Развитие деятельности наблюдения в дошкольном возрасте обеспечивает подготовку детей к школе. Одним из видов учебной деятельности, которая используется в обучении детей в начальных классах, является деятельность наблюдения. Становясь в младших классах одним из видов учебной деятельности, наблюдение затем перерастает в один из важнейших методов научного познания мира.

По мере овладения деятельностью наблюдения у детей формируется и наблюдательность как важнейшее качество личности: умение видеть предметы и явления окружающего мира во всем разнообразии и богатстве свойств и качеств, связей и отношений, умение видеть изменение и развитие окружающих предметов и явлений, причины и следствия и т.д.

Страницы: 1 2 3 4


Другое по теме:

Детский сад А.С. Симонович
Самым первым в России "детским садом" было петербургское заведение Аделаиды Семеновны Симонович (1840-1933), которое она открыла вместе с мужем в 1866 году в Петербурге. Заведение принимало в себя детей 3-8 лет, "сад" был платным. Аделаида Симонович стала первой в России "с ...

Классификация дисграфий и их характеристика
Классификация дисграфии осуществляется на основе различных критериев: с учетом нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности операций письма. О.А. Токарева выделяет 3 вида дисграфии: акустическую, оптическую, моторную. Современное психологическое и психолингвистическое изучение п ...

Теоретические основы исследования проблемы развитие речи младших школьников
Актуальной темой в современной школе на сегодняшний день является развитие речи. Работа над правильностью речи является одним из основных направлений учебно-методической деятельности учителя по совершенствованию речевой культуры младших школьников. Это практическое обучение русскому языку, обучение ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edubrilliant.ru